Реализация автоматической диспетчеризации деклараций на товары, подаваемых в электронной форме в информационную систему таможенных органов
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р «Об утверждении плана «Трансформации делового климата» ФТС России с 1 февраля 2021 года начало осуществлять диспетчеризацию деклараций на товары в целях реализации права декларанта подать таможенную декларацию в виде электронного документа в любой уполномоченный таможенный орган.
Вводя диспетчеризацию деклараций ФТС России преследует цель по решению двух основных задач:
- Расширение практики электронного декларирования, а также дальнейшее развитие структуры ФТС путем создания системы электронных таможен и центров электронного декларирования, оптимизированных по общему количеству, по их численности и по регионам размещения.
- Проведение в таможенных органах реструктуризации, направленной на борьбу с коррупционными проявлениями путем разделения функций таможенного оформления и таможенного контроля, а также физического отделения декларанта от таможенного инспектора, принимающего решение о выпуске товаров и транспортных средств.
Технология автоматической диспетчеризации предусматривает распределение поданных по электронным каналам связи в таможенные органы деклараций на товары не только между центрами электронного декларирования, но и распределение деклараций внутри самих ЦЭДов. Это привело к тому, что сотрудник таможенного органа, принимающий решение о выпуске, уже не может самостоятельно, по своему усмотрению выбрать декларацию для проверки и принятия решения по ней.
Диспетчеризация основана на следующих принципах распределения деклараций:
- Распределение деклараций между ЦЕДами в зависимости от места налогового учета декларанта – по ИНН и КПП декларанта;
- Распределение деклараций по виду транспорта. Декларации на товары, ввозимые авиационным транспортом, распределяются в авиационные ЦЭДы. Товары, ввозимые морским транспортом, направляются в Балтийский, Новороссийский и Владивостокский ЦЭДы.
- Распределение деклараций в соответствии с компетенцией ЦЭДов по совершению таможенных операций в отношении определенных видов товаров. Декларации на энергетические и подакцизные товары направляются в ЦЭД Цетральной энергетической таможни и в ЦЭД Центральной акцизной таможни.
Случаи, когда поданная в таможенный орган декларация, не попадает под действие алгоритма диспетчеризации:
– помещение товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, транзита и свободного склада;
– декларирование отдельных видов товаров таких как драгоценные металлы, валюта и т.д.
– применение периодического таможенного декларирования.
В ближайшей перспективе ФТС России планирует сосредоточить практически весь поток подаваемых деклараций в 16 ЦЭДах, что позволит унифицировать правоприменительную практику в таможенном деле и повысить контроль за работой подчиненных таможенных органов.
В будущем, с целью устранения дублирующих функций таможенных органов, ФТС России планирует сохранить функции по выполнению фактического таможенного контроля за таможенными постами, приближенными к границе РФ и добиться оптимального размещения ЦЭДов в субъектах РФ с учетом их специализации по видам транспорта.